Local Logo
Новости Ровеньского района Белгородской области
91.26
-0.10$
98.83
+0.16
+11 °С, облачно
Белгород

История края. Сельская учительница воспитывала детей села Ивановки по‑толстовски

27 июля 2019, 09:14Общество
Фото: pixabay.com

Записки подвижницы народного просвещения отразили быт и устои отдалённого села России XIX века.

История края – в книгах

Книга в двух частях: «Моя повесть о самом себе» и «Дневник сельской учительницы» вышла в серии «Историко-литературные памятники Воронежского края» в Воронеже в 2017 году. В первой — воспоминания известного историка русской литературы, уроженца соседней Алексеевки Александра Васильевича Никитенко.

 Особый интерес представила вторая книга, так как в ней опубликованы записки подвижницы народного просвещения Надежды Даниловны Кившенко (рубеж 1850/60 – 1903), сделанные автором в нашем крае – в селе Ивановка в 18841886 годах, когда она работала там учителем. Дневник сельской учительницы был опубликован в журнале «Русское богатство» Леонида Оболенского. Их для настоящего издания, комментарии к ним и биографические сведения об авторе подготовил научный редактор, профессор Воронежского государственного университета Геннадий Мокшин.

Кто же она – Надежда Кившенко

Надежда Кившенко — родом из села Серебряные Пруды Тверской губернии. Её отец Даниил Васильевич Кившенко, будучи крепостным, управляющим конным заводом графа Шереметьева, смог сам получить образование и дать детям, а их у него было 12. Один из сыновей (Николай) учился в консерватории, другой (Алексей) – в Академии художеств и стал в последствии известным художником. Предположительно через старшего брата Алексея она и познакомилась с Владимиром Чертковым, членом Острогожского училищного совета и попечителем земской школы в селе Александровка, который и предложил ей там место учителя. Черткова и Кившенко сблизило их увлечение учением Льва Николаевича Толстого о непротивлении злу насилием.

Но в Александровской школе молодая учительница не задержалась долго. Не сошлась во взглядах на методику воспитания школьников с другим учителем – Василием Евдокимовичем Сохнышевым, судьба которого чуть позже надолго приведёт в Ровеньки. Он был известным педагогом в Воронежском крае, многое сделал на ниве просвещения в конце XIX, начале XX века. В учебно-воспитательском процессе придерживался более жёстких принципов, «толстовские рецепты» ему были чужды. На этой почве и возник между ними конфликт.

Переезд в Ивановку

И уже на следующий год Надежда Кившенко переехала на новое место – в Ивановку, в 25 вёрстах от Александровки. Там предстояло ей возобновить приостановленную работу земского училища.

Судя по дневниковым записям, приходилось ей нелегко. Сказывалось и отсутствие собственного опыта, и соответствующей попечительской поддержки, надлежащих условий для организации учебного процесса. Школа размещалась в церковной сторожке, где занималось от 30 до 50 человек. Из‑за тесноты занятия проводились в две смены. Но и это проблемы с учебными местами не решало. С теми, кто постарше, а также со взрослыми, пожелавшими получить начальную грамоту, она занималась вечерами на своей квартире. Доступ в её хату был открыт постоянно, даже в выходные и праздничные дни.

Эти занятия ученики называли вечерницами. Кроме чтения, письма и арифметики, они могли здесь послушать живую музыку – настоящее пианино, которое привезла из родительского дома Надежда Даниловна. За работу в школе земство платило сельской учительнице 180 рублей в год.

Обучать – не принуждая

Увлечённая педагогическими идеями Толстого, Кившенко на практике придерживалась правила учить детей тому, что они хотят знать, не принуждать к учению, а только удовлетворять их желания, не применять насилия в воспитательском процессе. Её метод воспитания – любовь, доверие и товарищеские отношения. Судя по дневниковым записям, дети на её уроках смеялись, шумели, дрались, но молодая учительница не позволяла себе ставить провинившихся на колени, драть за волосы. Её терпение, упорство давали положительные плоды. Дети её полюбили, делились с ней своими переживаниями и проблемами.

Потянулись к учительнице, как к «учёному человеку» за разъяснением бытовых и житейских вопросов взрослые жители не только Ивановки, но и окрестных хуторов. Своей же задачей, как педагога, она считала приобщение простого народа к чтению произведений классиков русской литературы – Гоголя, Кольцова,Некрасова,Пушкина,Тургенева. Предпочтение, естественно же, отдавалось новым сочинениям Льва Толстого и писателей его круга.

Местные власти насторожились

Однако пропаганду и распространение толстовской литературы ею местные власти встретили настороженно. В начале 1886 года Надежду Кившенко неожиданно навестил исправник, а через некоторое время и уездный предводитель дворянства, посоветовавший ей быть осторожнее с книжками, потому что «они не одобрены». Не сложились у неё отношения и с местными помещиком, попечителем школы Николаем Астафьевым. Крестьяне часто пасли скот на барских землях, за что их следовало бы наказывать, она же твердила, что их надо прощать, и внушала эту мысль крестьянам.

В конце концов Астафьев попросил учительницу, как сторонницу «крайних» взглядов, покинуть школу. Его поддержал и священник Ивановской церкви Александр Шовский, предложивший на место «окольной» учительницы свою дочь Веру.

Переезд и возвращение на родину

По завершении учебного года Надежда Даниловна уезжает в Петербург, устраивается на работу в издательстве Ивана Сытина «Посредник», с которым сотрудничала и раньше. Издательство выпускало книги в духе учений Льва Толстого. До конца сентября там она исполняла обязанности заведующего редакцией и складом.

Через некоторое время она вернётся на родину в Тверскую губернию, выйдет замуж за крестьянина и будет работать сельской учительницей. В 1892 году её снова отстранят от должности учителя, как неблагонадёжную в политическом отношении.

Чем ценен для нас дневник учительницы?

«Надежда Даниловна Кившенко, как и многие другие представители передовой русской интеллигенции, жила идеями и высшими духовными стремлениями», — пишет в своём комментарии к «Дневнику сельской учительницы» Геннадий Мокшин. – Отсюда эта горячая преданность делу народного просвещения…

Насколько нам известно, Надежда Кившенко – автор всего одного литературного произведения – «Дневника сельской учительницы». Но это не мешает нам считать её настоящей народной писательницей-просветительницей.

Прежде всего Кившенко удалось воспроизвести сложный и противоречивый мир отдельного украинского села – настоящего «медвежьего» уголка. Она смогла войти в доверие к его жителям (Кившенко даже предлагали выйти замуж за деревенского парня), узнать, как и чем они живут, что их тревожит и радует. И показать, что этот мир мало чем отличается от остальной народной Руси: та же бедность, невежество, пьянство и то же стремление выбиться в люди и зажить «по‑человечески».

В журнальной публикации автором Дневника изменены названия некоторых населённых пунктов, имена и фамилии главных действующих лиц – высокопоставленных чиновников, помещиков, священников и прочих. Текст для книжного варианта, подготовленный Геннадием Мокшиным, сопровождают примечания, в которых даются сноски на подлинные названия мест и имён героев, а также объясняются значения устаревших слов и понятий, некоторых украинских слов и выражений.

Настоящее издание заслуживает внимания педагогического сообщества района, краеведов, всех, кто интересуется прошлым нашего края, своими родовыми корнями. Дневник Надежды Кившенко – ценный подарок для ровенчан. Биографические сведения о писательнице вышли в комментарии к 85-му тому полного собрания сочинений Льва Николаевича Толстого.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Василий Бражников
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 14:30
Новое оборудование для проведения экзамена поступило в Ровеньской политехнический техникум
Материал
ОбществоВчера, 11:00
Массой мероприятий отметили ровенчане 79-годовщину Великой Победы
Материал
ОбществоВчера, 10:10
Многодетная семья Арутюнян из посёлка Ровеньки воспитывает троих прекрасных детей