Ирина Николаенко стала индивидуальным предпринимателем посёлка Ровеньки в 2010 году, открыв станцию техобслуживания «Мотор», а при ней и магазин автозапчастей. Её имя в районе прочно ассоциируется со сферой технического обслуживания автомобилей. И вот в мае за высокие профессиональные достижения, в частности, в сфере производства и услуг, повышении эффективности труда её портрет занесён на районную Доску почёта.
Если уж быть совершенно точным, предпринимательскую деятельность по ремонту автомобилей семья Николаенко стала вести немногим раньше: изначально в этой сфере свои силы пробовали муж Ирины Петровны Александр Иванович и сын Андрей (второй сын Роман с семьёй обосновался в Белгороде). Сама Ирина Петровна к тому времени трудилась в Сбербанке, отдав финансовой отрасли более 20 лет.
Может быть, работала там бы до сих пор, но время обозначило другие приоритеты. Развитие новых технологий, шедшее семимильными шагами, с 10-х годов нынешнего XXI века приняло какой‑то ошеломительный характер: повсеместно стали внедряться роботы, различные процессы стали автоматизироваться. Не исключение и банки. Компьютеры взяли на себя многие виды финансовых операций, расчётов, в таких условиях оптимизация кадров была неминуемой. Ирина Петровна, разумеется, это понимала. Надо было что‑то делать. Предвидя грядущее сокращение, она как человек с экономическим образованием и предпринимательской жилкой, решила уйти в бизнес, возглавила начинающее семейное предприятие.
Ниша технического обслуживания автомобилей в те времена была относительно свободной в нашем районе, конкуренция невысокой. СТО «Мотор» оказывала все виды работ по ремонту машин, продолжает делать это и сейчас. Для удобства клиентов при СТО есть магазин с большим ассортиментом запчастей. На отечественные авто есть практически всё, на иномарки, если чего нет в наличии, всегда привезут на заказ в кратчайший срок.
Бизнес и риск – понятия практически тождественные, но знают об этом лишь те, кто на собственном опыте познал и радость, и печаль финансовой фортуны. Трудности бывают у всех предпринимателей.
«Нам их помогают решать банковские кредиты. Без них никуда. Так было и когда мы только начали своё дело, и сейчас. Хочешь держаться на плаву, надо вкладываться, и без кредитов здесь не обойтись. Спасибо банку, проблем с их оформлением не было. Но тут, конечно, многое зависит и от кредитной истории. Хочешь взять деньги взаймы у банка, будь добр исправно, в срок выплачивать проценты. Это такая взаимная вежливость», — рассказала Ирина Петровна.
Здесь свои коррективы могут внести нештатные ситуации. Например, сейчас во время пандемии коронавируса, частные предприятия находятся в сложном экономическом положении. Спрос на услуги падает, а кредиты выплачивать надо.
Власти, конечно, прорабатывают меры поддержки, банки предлагают отсрочки по кредитам, но, как говорит Ирина Петровна, надо понимать, что их всё равно погашать самим предпринимателям, равно как выплачивать налоги и сборы, а значит, надо по возможности просчитывать наперёд сложные ситуации, быть к ним максимально готовым, чтобы предприятие могло выжить, а рабочие места сохранились. В ИП Николаенко их пять. Три человека – члены семьи, два — наёмные работники. Причём, трудятся здесь давно. Текучки кадров у Николаенко не наблюдается. Это говорит о том, что для людей созданы хорошие условия труда, достойный уровень зарплаты, есть возможность для профессионального совершенствования.
Несколько лет назад один из слесарей по направлению от ИП Николаенко ездил на курсы повышения квалификации в Старом Осколе. В последние годы с появлением онлайн-курсов работники СТО проходят переподготовку в Интернете. Время от времени Ирина Петровна приобретает программное обеспечение для диагностики новых моделей автомобилей. Обучиться работе с ним можно прямо на рабочем месте через всемирную сеть. Вместе с программами идут чёткие инструкции, онлайн-консультации специалистов.
С годами конкуренция в деле техобслуживания заметно выросла, появилось немало других предприятий, занимающихся аналогичным видом деятельности. Заняв своё место в этом бизнесе, Николаенко не пытаются расширяться, они хотят работать спокойно, поэтому сделали ставку на сохранении клиентской базы. Для них важно повышение качества оказываемых услуг. А это немыслимо без высокого профессионального уровня работников, ответственного отношения к труду, соблюдения чётких сроков выполнения работы. Сейчас это в приоритете.
Во время нашей беседы с Ириной Петровной у меня сложилось впечатление о ней как о житейски мудром, добром, простом человеке. Можно вести бизнес и оставаться приближённым к людям, интересоваться жизнью, заниматься благотворительной деятельностью, держать домашнее хозяйство. Можно возглавлять предприятие, но считать смыслом своего существования семью, детей и внуков. Ведь, в конечном счёте, всё для них и делается.