Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2018 году – «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
По словам Надежды Андриановой, Интернет сегодня пронизывает практически все сферы жизни, и приобретение товаров с его помощью прочно входит в повседневную практику. И пусть для многих покупка вещей, не пощупав, не примерив, всё еще представляет некую психологическую проблему, но удобство, экономия времени и чуть более низкая цена всё чаще берут верх над природной недоверчивостью людей. Однако имеют место и случаи разочарования в покупках дистанционным способом. Самой распространённой причиной их являются ошибки самого покупателя. Чаще всего они связаны с недостаточными знаниями об особенностях заказываемого товара, либо с невнимательностью и поспешностью при оформлении заказа.
А ведь главное при этом – внимательность и неторопливость. Изучите рейтинг магазина, в котором вы собрались делать покупку, описание понравившегося товара и отзывы о нём, внимательно заполните сведения об адресе доставки и платёжные реквизиты, и риск ошибок на этом этапе будет сведён к минимуму. Совершение покупок дистанционным способом потенциально опасно при отсутствии контактной информации и сведений о продавце, явно заниженной цене, требовании предоплаты, отсутствии возможности курьерской доставки, излишней настойчивости продавцов и менеджеров. Поэтому, принимая решение о покупке товара через интернет-магазин, особое внимание следует уделить информации, которую продавец предоставляет о себе, о товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, следует задуматься о целесообразности совершения сделки и воздержаться от покупки товара у такого продавца.
Отношения продавцов с покупателями интернет-магазинов регулируются ст. 26.1 Закона РФ № 2300–1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. и Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом». Законодательство обязывает продавца до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании продавца), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроках службы, годности и гарантии, о порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора, о порядке и сроках возврата товара.
В соответствии с законодательством при приобретении товара дистанционным способом покупатель так же, как и в обычном магазине, имеет право отказаться от него, возвратить его, при этом полностью или частично получить затраченные деньги, обменять его на такой же или другой. В каждом конкретном случае, допустим, вас не устраивает качество полученного товара или продавцом не соблюдены какие‑то другие условия, оговорены сроки и возможности компенсации затрат и соблюдения прав покупателя. О своём несогласии с покупками необходимо заявить продавцу в письменном виде.
Если вы предполагаете, что ваши права как потребителя нарушены или вам необходима помощь в оформлении претензии по поводу товара, приобретённого через Интернет, вы можете обратиться к специалистам по защите прав потребителей администрации района по адресу: п. Ровеньки, пер. Советский, 1, т. 5–70–93.
Для справки: в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Валуйском районе с 15 марта открыта тематическая горячая линия по вопросам дистанционной торговли. Получить консультации можно по телефону 8 (47236) 3–04–17, 3–11–27 с 9 до 17 часов ежедневно, кроме выходных, перерыв с 12 до 12.45.