Мировой общественностью отмечается Всемирный день прав потребителей. В нынешнем году этот праздник проходит под девизом: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьёзные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия(в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео- и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
А теперь поговорим об актуальных проблемах потребителей в наше время, например, о ситуациях, которые могут возникнуть при посещении магазина. Все мы ходим в магазины, и далеко не всегда это приносит только положительные эмоции. Товары с истёкшим сроком годности на полках, несоответствие цены в зале и на кассе, лишние товары в чеке, запрет зайти с коляской –и это далеко не полный список нарушений, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
На что же покупатель в реальности имеет право? Вернуть пищевые продукты, если срок их годности истёк до покупки. По общему правилу пищевые продукты возврату и обмену не подлежат даже в том случае, если покупатель передумал сразу же после оплаты. Однако, потребители имеют право вернуть товары этой категории в том случае, если они ненадлежащего качества: не соответствуют санитарным требованиям, просрочены, каким-либо иным способом испорчены в магазине. Потребовать показать документы, подтверждающие безопасность и качество товаров. Покупатель может потребовать у продавца предъявить товарно-сопроводительную документацию на товар, в которой в числе прочего подтверждается соответствие. Съесть или выпить что-то до оплаты на кассе. Но естественно, при том условии, что вы намерены заплатить за этот товар! Товар является вашей собственностью после его передачи вам продавцом, то есть после оплаты. На практике охрана магазина не реагирует на подобные «вольности», если покупатель сохраняет упаковку товара и предъявляет её на кассе. А вот если этого не сделать и «забыть» упаковку в торговом зале, то, получается, вы уже нарушаете закон! За это предусмотрена ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение, и вплоть до ст. 158 УКРФ – кража. Заплатить за товар столько, сколько указано на ценнике в торговом зале.
Одна из самых распространённых конфликтных ситуаций в супермаркетах и магазинах – разница в цене на этикетке и в чеке. Чаще всего сотрудники магазина находят «оправдание» для такой ситуации: акция была, но только что закончилась; не успели обновить ценники; ошиблись при печати стоимости и так далее. Покупателя при этом склоняют, конечно, заплатить столько, сколько «насчитал» кассовый аппарат. Но в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» указывается, что продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, а цена в рублях – важная её часть. Поэтому вы имеете право требовать, чтобы вам продали товар по той цене, которая указана в ценнике. А если уже успели заплатить и потом заметили несоответствие – чтобы вернули разницу.
Зайти в магазин с коляской. Часто такой запрет объясняется тем, что крупный предмет может смахнуть с полки товар. Но такие ограничения противоречат законодательству! По закону люди с детскими колясками приравниваются к маломобильным гражданам. В законе говорится, что нельзя препятствовать посещению такими людьми магазинов и иных общественных мест. Если администрация магазина ссылается на узкие проходы между стеллажами и поэтому не пускает вас в магазин, это говорит только о том, что она нарушает закон! Ширина проходов должна быть не менее 80 см, а этого более чем достаточно для свободного перемещения взрослого с коляской. Не платить за разбитый товар (в некоторых случаях). Если повреждение товара произошло по вине продавца, оплачивать товар не нужно.
Фотографировать товары в магазине. Иногда администрация магазина запрещает съёмку в торговом зале. Если покупатель пытается сфотографировать витрину или упаковку товара, его просят не делать этого и даже выгоняют из магазина. Но подобные ограничения незаконны! Так как данные о расположении, этикетке и стоимости товара не относятся к разряду государственной или коммерческой тайны, вы имеете право фотографировать и полки, и упаковки.
Если вы предполагаете, что ваши права нарушены, можете обратиться за консультацией в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области в Алексеевском районе» Отдел в Валуйском районе по адресу: г. Валуйки, ул. 50 лет ВЛКСМ, 11, т. 8 (47236) 3-11-27.