Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приёмам и организационным формам учебно-воспитательной работы. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. А переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Детский сад стал структурным подразделением нашей Айдарской средней школы в 2016 году. С того времени вопрос преемственности стал решаться проще, накопился за эти годы и определённый опыт совместной работы педагогов школы и воспитателей дошкольного учреждения. Это и взаимопосещение открытых занятий, проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы с учениками начальных классов, работа с родителями будущих первоклассников. Воспитанники детского сада стали косвенными участниками школьной жизни. Они слышат звонки на уроки, видят своих старших товарищей, вчерашних детсадовцев, на переменах, приходят на экскурсии в школу.
В ходе экскурсий посещают классные комнаты, в которых им предстоит заниматься, библиотеку и школьный музей, где с большим интересом знакомятся с богатым книжным миром и краеведческими находками из прошлого. В свою очередь учащиеся школы навещают детсадовских ребят. В сентябре этого года, например, группа учащихся 1-5 классов из отряда юных инспекторов движения побывала в детском саду. Встреча была очень полезной, состоялось не только знакомство и общение ребят, а и конкретное тематическое мероприятие – юные инспекторы поделились со своими младшими товарищами знаниями по правилам дорожного движения, о том, как надо вести себя на дорогах и пешеходных переходах.
В течение года учителя начальных классов посещают открытые занятия в детском саду, наблюдают как работает каждый ребёнок, обращают внимание на его способности и слабые стороны. Особенно часто встречаются с будущими первоклассниками учителя выпускных начальных классов, устанавливают контакты с родителями, проводят с ними собрания, консультации в режиме онлайн.
Всё это помогает учителю ещё до того, как ребёнок переступит порог школы, иметь достаточно полное представление о нём, о том, какие знания приобрёл он в детском саду, о его здоровье, семье, бытовых условиях. А в итоге – правильно организовать работу с новым классом с первых дней, используя индивидуальный подход к каждому ученику.
Среди воспитанников детского сада были дети с расстройством аутистического спектра. Они также плавно перешли к нам в школу. В 2019 году был открыт ресурсный класс для них. В него были зачислены все трое обучающиеся. Вместе со своими сверстниками они посещают практически все занятия, а отдельные, касающиеся коррекционной деятельности, проводят с ними подготовленные специалисты в ресурсном классе.
Обучающиеся и педагоги ресурсного класса принимают активное участие в творческих конкурсах разного уровня и занимают призовые места.
В прошлом году на базе нашей школы при содействии Ровеньской местной организации Всероссийского общества инвалидов осуществлён проект «Счастливая Особая Семья», в рамках которого создан центр психологической помощи и социализации детей с расстройством аутистического центра и ограниченными возможностями здоровья.
Задача центра – организовать интенсивные занятия для детей вышеназванных категорий и их родителей, включая индивидуальные и групповые консультации для них. К работе в центре привлечены ряд специалистов – учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель- логопед, социальный педагог. Применяя методики, основанные на прикладном анализе поведения, задача специалистов – скорректировать нежелательное поведение, а также организовать обучение и развитие детей этой категории в возрасте от 2 до 17 лет.
Занятия в центре посещают до 50 человек – из Айдарского, Свистовского сельских и Ровеньского городского поселений. Около 60 родителей за время реализации проекта повысили свои компетенции в вопросах обучения и воспитания детей, получили как групповые, так и индивидуальные консультации.
Формат мероприятий с родителями обширный. Это семинары-практикумы, круглые столы, беседы, мастер-классы, тренинги, лектории, совместное проведение с детьми спортивных, творческих мероприятий. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, овладение ними эффективными воспитательными приёмами, необходимыми для коррекции личности ребёнка с нарушениями развития.
Что же касается преемственности в работе детского сада и школы, взаимодействия с родителями, полагаю, наши совместные усилия позволят нам добиваться положительных результатов.
Автор: Ирина Ивахненко, заместитель директора Айдарской СОШ по воспитательной работе, педагог-психолог