265 детей с особыми образовательными потребностями обучаются в 20 общеобразовательных школах и 13 детских садах Ровеньского района. В том числе 58 детей, имеющих трудности в обучении и развитии.
Из них десять детей с расстройством аутистического спектра, 20 детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 28 детей с задержкой психического развития. Из‑за большого количества особенных детей нагрузка на специалистов превышает норму. К сожалению, на территории нашего района увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией: в 2017–2018 учебном году – 37 детей; в 2018–2019 – 54 ребёнка; 2019–2020 – 58 детей. Как адаптировать таких детей к социуму? Этот вопрос актуальный, и в районе находят пути его решения.
С 1 сентября 2020 года на базе Ровеньской средней школы №2 начал функционировать ресурсный класс для детей с ментальными нарушениями. Или, как его ещё называют, центр психологической разгрузки для таких детей, а в обиходе – дом совы. По сути он для релаксации, отдыха и занятий таких вот особенных детей. Здесь установлено специальное оборудование, приобретённое в фирме «Сова-няня».
Назову некоторые – соволёт (что‑то отдалённо напоминающее гамак), соволента – такие качели, платформа подвесная – на ней можно лежать, стоять, качаться, подвесной тоннель. Оно предназначено для занятий нейрогимнастикой. Есть оборудование для сенсорной интеграции – стол для песочной арттерапии, панель «Бесконечность». Всё это оборудование приобретено за средства президентского гранта.
Но сначала был разработан проект «Центр психологической разгрузки для детей с ментальными нарушениями» в местном отделении общества инвалидов, который представили на конкурс. Проект получил поддержку и на его реализацию было выделено 495 160 рублей. На эти средства и приобретено специальное оборудование. Часть средств гранта были направлены на оплату дополнительного профессионального образования педагогов по программе «Нейропсихология детского возраста». И теперь рядом с этими особенными детьми прошедшие подготовку специалисты: учитель-дефектолог – он проводит коррекционные занятия, педагог-психолог ведёт специальные занятия и тьютеры или сопровождающие, которые постоянно рядом с детьми – на занятиях, переменах, в столовой. Так что дети под неусыпным контролем взрослых.
Дополнительно к специальному оборудованию для дома совы были приобретены гимнастические мячи, различные развивающие материалы. Такое специальное оборудование для детей было выбрано не случайно. К примеру, занятия нейрогимнастикой способствуют улучшению психического и физического развития детей. А значит в дальнейшем они смогут успешно адаптироваться в образовательном пространстве. В то же время и родители обучатся специальным воспитательным приёмам, необходимым для коррекции личности ребёнка.
Реализация проекта, кроме приобретения оборудования, ложится на плечи педагогов школы. Особенно в плане социализации личности – в проекте предусмотрены разработка и реализация совместно с семьёй индивидуальных программ помощи ребёнку. Планируется охватить не менее 20 детей и их родителей мероприятиями проекта. А это, безусловно, позволит снизить проявление симптоматики у особенных детей, адаптировать их к социуму и тем самым упростить им развитие и взаимодействие с окружающей средой.