Ежегодно в третье воскресенье марта работники бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства отмечают свой профессиональный праздник. В этом году он приходится на 21 число.
В преддверии этого дня я посетила ателье по пошиву и ремонту одежды «Элегант». Оно находится на третьем этаже универмага в нашем посёлке. В нём работает Ирина Колтакова – мастер, разбирающийся в тонкостях швейного дела.
Родилась она в селе Свистовка, училась в Ясеновской средней школе. В 1990 году получила специальность оператора швейного оборудования в Белгородском профессионально-техническом училище, вышла замуж в райцентр и устроилась работать в швейный цех районного дома быта. Шила лёгкую женскую одежду: от ситцевых сарафанов до нарядных платьев. О работе в доме быта и дружном коллективе Ирина Анатольевна вспоминает тепло и рассказывает мне поучительный случай из тех лет.
«В то время ткани были дефицитом. Разновидностей материалов для пошива было не так много, как сейчас. Однажды пришла клиентка и заказала платье из отреза какой‑то импортной ткани, которую швеи нашего цеха видели впервые. Ткань раскроили, сшили платье и погладили. А ткань в процессе глажки «села». Да так, что, когда заказчица пришла на примерку, надеть платье не смогла. В итоге пришлось возмещать ей стоимость ткани. А то, что приступать к раскрою любой ткани нужно только после обработки утюгом, работницы швейного цеха запомнили на всю жизнь, — поделилась она.
В те годы полки магазинов не ломились от качественной одежды, купить её было непросто. Услуги швейного цеха пользовались спросом, заказов было много. Женщины не хотели носить бесформенные и однотипные изделия «как из инкубатора», предлагаемые лёгкой промышленностью. Им всегда хотелось быть особенными и носить красивые «по фигуре» платья, которые сшиты только для них.
Дом быта тогда был востребован. В нём работало много мастеров: обувщики, парикмахеры, по ремонту бытовой техники, телемастера и швеи. Профессиональный праздник отмечали все вместе. Собирались за большим столом, проводили конкурсы, танцевали, руководство поздравляло передовиков. Но, к сожалению, в 2006 году районный дом быта прекратил своё существование.
В том же году Ирина устроилась швеёй в ателье к индивидуальному предпринимателю Елене Зубковой, у которой она выполняла свою привычную работу больше десяти лет. А после того, как её работодательница завершила предпринимательскую деятельность и ушла на пенсию, Ирина решила работать самостоятельно. Она зарегистрировала своё ИП, выкупила оборудование – высокоскоростные электрические швейные машинки и оверлок, на которых можно работать с материалами от шёлка и шифона до кожи и меха. И продолжила кроить ткани, шить и ремонтировать одежду.
Конечно, теперь у неё добавилось забот – самостоятельно нужно закупать челноки, шпульки, масла, решать вопросы с арендой, налогами, отчётами, с поддержанием в рабочем состоянии машинок, утюгов и парогенераторов. Но мастера это не испугало. Когда что‑то нужно сделать срочно или в большом количестве, она зовёт на помощь опытную швею из бывшего дома быта. И вместе они справляются, заказы выполняют качественно и вовремя.
По словам Ирины Анатольевны, главное – понять, что хочет клиент. Заказчики в основном приходят со своими тканями – и с трикотажем, и с плащёвкой, и многими другими: кому‑то надо юбку, кому‑то костюм, кому‑то платье на выпускной или на свадьбу сшить, шторы, постельное бельё, всего и не перечесть.
«Я всегда объясняю заказчику, какой фасон подходит к этой ткани и фигуре. А если приносят в ремонт – как и что лучше можно сделать с его вещью», — рассказала она.
Я интересуюсь у Ирины Анатольевны, сколько времени занимает пошив платья. И она мне объясняет: первый визит, когда человек приносит материал и с него снимают мерки. Второй визит – первая примерка, и как правило, последняя, если изделие без рукавов. Если с рукавами, то необходима ещё одна примерка, на которой проверяется правильность посадки рукава. После чего клиент приходит уже за готовым изделием. От первого посещения ателье до готовности изделия проходит в среднем 2–3 недели.
В последние несколько лет спрос на пошив изделий снизился – рынок переполнен готовой одеждой, которая зачастую дешевле, чем пошитая по индивидуальному заказу. Помимо пошива в ателье одежду можно отремонтировать, восстановить или переделать. Люди всегда находят какие‑то вещи, требующие доработки: ушить, расшить, укоротить, поменять молнию и так далее. В основном приносят куртки, пальто, шубы, брюки, джинсы, платья.
Я поинтересовалась, наверное, в ателье приходит больше женщин? И женщины, и мужчины приходят, был её ответ.
«Бывают представители сильной половины, которые приносят ткани и делают заказ на пошив штор. Казаки часто к нам обращаются, шьём для них кители, куртки, гимнастёрки, – и показывает мне на столе рукав с нашитым на нём шевроном «Центральное казачье войско». Обращаются сотрудники Росгвардии, МЧС, ДПС, ОВД, пограничники, таможенники – наши постоянные клиенты. Мы подгоняем по размеру и фигуре форму, пришиваем погоны и шевроны. Кстати, в нашей работе появилась новая тенденция – люди приносят на переделку вещи, заказанные в интернет-магазинах», –ответила предпринимательница.
Ирина Анатольевна – мастер своего дела. Вот уже 30 лет она не изменяет своей профессии – помогает людям решать их бытовые проблемы и делает мир чуточку нарядней.