Каждый год ближе к 14 февраля западный мир, а вслед за ним и многие наши соотечественники, падкие на всё «импортное», впадают в состояние близкое к безумию. Крикливые афиши ночных клубов и дискотек зазывают молодёжь на «праздник святого Валентина». Да что клубы! В школах юные и убелённые сединами педагоги ходят с одинаковыми кокетливыми «сердечками» – именными значками: Наташа, Света, Клавдия Петровна... Телевидение – о нём и говорить не приходится. Телезрителям не то что внушают – настойчиво вдалбливают в голову: только так, а не иначе, празднуется этот день!
Подарки - «валентинки» – это ещё ладно. Но всеобщий разгул блудных страстей, непременно сопровождающий этот «праздник», рисует несведущему человеку вполне определённый образ «святого покровителя влюблённых» – эдакого «любвеобильного весельчака», поощряющего прилюдные объятия и поцелуи... Так неужели это – святой Валентин?! Горько становится от такого отношения к святому. Святому – без кавычек.
В православной среде часто можно услышать, что День святого Валентина – это не наш праздник, а католический. Мол, это всё на западе придумали, а нам, православным, негоже чужие праздники перенимать, и вообще – стыд и срам этот День влюблённых. Нельзя не согласиться с тем, что порой то, как интерпретируется праздник – действительно, стыд и срам. Например, в последние годы в интернете стала часто появляться информация, что якобы святой Валентин венчал воинов-геев, а посему он ещё и покровитель представителей ЛГБТ сообществ.
Есть также мнение, что никакого святого Валентина вообще не существует, а истории о нём придумали предприимчивые люди в целях своей выгоды. Конечно, в большинстве случаев информация, которой мы располагаем о празднике и его святом покровители, не достоверна. Святой Валентин действительно существует и почитается обеими церквями как православной, так и католической и, конечно же, ничего подобного, говоря о его покровительстве однополым отношениям, со святым не происходило. Эти деяния ему приписывают ради поддержки и продвижения так называемых «однополых браков».
Однако, вернёмся к святому Валентину. А если быть более точным – как минимум, к трём святым мученикам Валентинам, память которых, согласно древним мартирологам, совершалась 14 февраля. Двое из этих мучеников пострадали в Риме во второй половине III в. и оба были похоронены на Фламиниевой дороге, но на разном расстоянии от города. Один из них был епископом города Интерамна, сейчас это город Терни в Италии. Этот святой был известен чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников ко Христу, за что и был казнён в 269 году. Другой мученик Валентин был священником в Риме, иных сведений о нём нет. Позже неподалёку от Фламиниевых ворот была построена небольшая церковь в честь мученика Валентина, а сами ворота переименованы в Валентиновы. О третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене.
Когда и кем было положено начало общецерковному почитанию святых мучеников 14 февраля доподлинно неизвестно. Есть мнение, что это сделал папа Геласий в конце V в, прославив римских мучеников в лике святых. Стоит отметить, что на сегодняшний день память святых в церковном календаре обоих церквей празднуется в разные дни и не привязана к дате 14 февраля.
До наших дней более подробно дошло житие одного из святых - священномученика Валентина Интерамнского. Святой Валентин жил в итальянском городе Интерамна в третьем веке нашей эры. Несмотря на гонения, обращал неверных от идольского служения к Богу, а получив от Бога дар врачевания, исцелял недуги молитвой и призыванием пресвятого имени Иисуса Христа.
Однажды в семье известного своей учёностью римлянина Кратона заболел один из сыновей – Херимон. Около трёх лет лучшие врачи не могли исцелить его. Узнав о прославленном исцелениями больных христианском епископе, Кратон послал за ним и пообещал отдать Валентину половину своего имения, лишь бы тот излечил отрока. Но в ответ услышал: «Веруй в Сына Божия Иисуса Христа, откажись от всех своих идолов, и ты увидишь своего сына здоровым».
Когда Кратон дал обещание креститься со всеми домашними, епископ Валентин стал горячо молиться. В полночь в комнате воссиял небесный свет, и вскоре все услышали ликующий голос Херимона, возносившего хвалу Богу за обретённое исцеление. Все обитатели дома поверили в истинного Бога и приняли святое крещение. Херимон, а также Прокул, Ефив и Аполлоний стали учениками и ближайшими сподвижниками епископа Валентина.
Видя честную и целомудренную жизнь святого Валентина и его учеников, многие язычники обратились к Христу и крестились. Но когда христианином стал сын римского градоначальника Авундий, отец его и другие начальники разгневались, схватили епископа Валентина и в 273 году, после жестоких мучений, казнили его – усекли мечом. Вскоре такую же мученическую кончину приняли и ученики святого Прокул, Ефив и Аполлоний.
Как видим, день смерти и памяти святого Валентина совсем не повод для веселья. Эта дата ни к влюблённым, ни к сердечкам, ни к открыткам-валентинкам никакого отношения не имеет. И в биографии святого Валентина нет ни одного факта, позволяющего считать его покровителем влюблённых.
«Дня влюблённых» нет в церковном календаре – ведь нет святого, покровительствующего влюблённым, не вступившим в брак. Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу. Но любовь связана с ответственностью, и поэтому Церковь почитает святых, охраняющих супружескую любовь и семейное благополучие. О благополучном вступлении в брак и сохранении любви между мужем и женой, давшим обет супружеской верности, обращаются к святому Иоанну Богослову, мученикам Адриану и Наталии, святым супругам Петру и Февронии Муромским. Хочется пожелать нашей молодёжи не увлекаться псевдопраздниками, а лучше изучать и уважать собственную православную историю и жития святых.
Настоятель Свято-Троицкого собора Георгий Грошев