Известный фотохудожник из города Санкт-Петербург, член Союза фотохудожников России, член Союза художников России, стипендиат Министерства культуры РФ для выдающихся деятелей культуры и искусства Валерий Стрижикозин рассказал, что его связывает с ровеньской землей. Беседа с автором прошла в выставочном зале местного краеведческого музея, где в настоящее время экспонируется выставка его работ.
В этом году Валерий Стрижикозин занял второе место на международном фотофестивале в номинации «Городской и индустриальный пейзаж». Его работы можно встретить на выставках в Эрмитаже, творческого объединения «Арт-Петербург», Союза художников в Санкт-Петербурге, в Музее современного искусства и в «РуссПрессФото» в Москве, в Пскове, Мурманске и за рубежом. Он победитель фотоконкурса IPA Россия — 2014, получил второе место в международном конкурсе в Мурманске в 2016 году, третье на международном конкурсе «Новый взгляд. Преображаясь в веках» в 2017 году за работу «Мансарда». Сегодня его лучшими работами любуются ровенчане.
— Как попала выставка к нам в глубинку?
— Я представляю фотоклуб Выборгжского Дворца культуры. Это старейшее в стране творческое объединение, ему в этом году исполнилось 65 лет. Мой ровесник. Лично я в нём с 1972 года. У фотоклуба богатая история, у него много последователей, его школу прошли и профессионалы, и фотолюбители, работы которых признаны на различных уровнях как в стране, так и за рубежом. Как попала выставка моих работ в Ровеньки? Очень просто. В прошлом году в Санкт-Петербурге на проходившем III международном триенале графики «Бин-2017» познакомился с замечательным белгородским фотохудожником Евгением Корниенко, он, кстати вышел победителем в номинации натюрморт. Надо признать жанр, очень сложный главное в нём – нужно уметь выставить все предметы так, чтобы все они составили единую композицию, и ни одной детали лишней, тонко выбрать соответствующий световой поток – это не каждому дано. Ему это удаётся.
Наше знакомство способствовало тому, что выставка фоторабот петербургского клуба оказалась осенью этого года в Белгороде в художественной галерее Собровина. Откровенно скажу, готовились к ней тщательно, на протяжении полугода. Из множества материалов надо было отобрать 100 лучших. Сначала этим занималось правление клуба. Оказалось, что недостаточно. Создали выставочный комитет, более широким кругом вели отбор. В числе отобранных 10 работ моих.
Попав на Белгородчину, не мог я не навестить Ровеньки. Сюда я привёз свою персональную выставку. Не мог потому, что этот край для мня – моя вторая малая родина. Здесь, в Нижней Серебрянке родился мой отец, Павел, тут около трёх лет до школы я воспитывался у дедушки и бабушки Ивана и Акулины Стрижикозиных, посещал колхозные детские ясли, а потом каждое лето проводил каникулы. Здесь остались мои друзья детства, живут родственники. До этого последний раз я в Ровеньках был в 2011 году.
— А кто ваши родители?
— Мой отец, Павел Стрижикозин, в 1947 году в 17 лет вместе со своим другом, земляком Василием Кобзаревым, ставшим после моим крёстным, от военкомата были направлены в Ленинград на завод «Красный выборжец», крупное промышленное производственное объединение. Здесь они осваивали вакуумные плавки, сплав жаропрочных материалов использовался для военной, а позже и космической промышленности. Оба достигли успеха в своей работе. Как передовик производства в 1963 году отец был делегирован на Всесоюзный съезд профсоюзов, был депутатом городского Совета, членом президиума научно-технического общества, неоднократно выезжал в дружественные Советскому Союзу страны, где делился опытом своей работы. Ему сейчас уже 88 лет.
Мама, Лидия в этом году отметила 90-летие. По национальности представительница народности вепсов. Поэтому в семье мы в шутку называем себя хохловепсами. По жизни мама очень подвижный человек. Прекрасно танцевала, пела, бегала на лыжах. У меня своя семья: жена Анна, двое детей, трое внуков. Сын занимается бизнесом. Дочь работает по специальности в Российском государственном историческом архиве.
— Как сложился ваш трудовой путь?
— Фотография – это большей частью увлечение, но в то же время в какой‑то степени, связана и с моей трудовой деятельностью. В частности, длительное время я работал в многотиражной газете на нашем же заводе, сотрудничал с журналами, выполнял их заказы, принимал участие в оформлении фотовыставок. Работал ассистентом оператора на студии «Ленфильм». Но заработная плата там была раза в три меньше, чем я получал на заводе, пришлось уйти.
Сейчас я занимаю работаю в историческом архиве, но больше приходится выполнять творческую работу. У меня есть там своя мастерская, где я занимаюсь оформительскими делами. А так приходилось работать и рабочим на заводе, совмещая работу с учёбой в политехническом институте, и водителям автобуса. Занимался бизнесом, но он распался.
— Когда и с чего началось Ваше увлечение фотографией?
— Сколько помню себя, у нас в доме был фотоаппарат – отец был большим фотолюбителем. У него до сих пор сохранилось несколько сотен катушек с отснятой плёнкой. Недавно, будучи в Нижней Серебрянке, зашли с двоюродным братом к его соседу. Он раскрывает альбом и показывает на одну из фотографий: узнаёшь, говорит, здесь мы с тобой запечатлены в детских яслях, мне было лет пять, тебе года три, твой отец фотографировал.
По‑настоящему я увлёкся фотографией ещё в школьные годы. А после того как был принят в члены фотоклуба, участвовал в клубных, республиканских, всесоюзных выставках и конкурсах. Активно занимался до 1983 года, потом был спад в моей творческой деятельности, но спустя время, с возрастом, вновь проявился интерес к творчеству.
— Какие ваши любимые темы?
— Фотографирую всё. Главное увидеть в объекте особую изюминку, которая неожиданно привлекает тебя. Ищу, нахожу, фотографирую. Бывает удача приходит сразу, а порой за объектом надо довольно долго охотиться, чтобы уловить нужный момент. Захожу в одно кафе, вижу на столе перевёрнутые бокалы, очень похожие в таком положении на женские юбки. Выбрал ракурс, сфотографировал, немного технических доработок и получилась фотография с названием «Юбки» — на одном из конкурсов заняла призовое место. Представьте, очень оживлённая улица, большой поток машин. Женщина с поклажей переходит улицу. Она торопится, спешит, вся в напряжении, груз ей мешает. Фрагмент для фотографии в самый раз. Но рядом другие люди – их надо как‑то отсечь в кадре. Буквально мгновение и мне это удаётся. Счастливый случай.
В последнее время меня всё больше занимает художественный жанр – графика. Для фотографии дело сложное, трудоёмкое, но интересное. Как‑то обратил внимание на одно историческое здание, которое напомнило мне большой корабль. Выполненная в графическом стиле фотография подтвердила мои ассоциации. Её я считаю одной из удачных моих работ.
— Посещение Вами мест с родовыми корнями найдёт отражение в Вашем творчестве?
— Безусловно. Я уже отснял кое‑что и в Ровеньках, и в Нижней Серебрянке. В моих планах поработать с архивными плёнками отца. Надеюсь там найдутся кадры, представляющие интерес для истории Ровеньского края.