Вода, земля (глина), огонь и воздух – четыре стихии, без которых никогда не получится глиняный кувшин. Причём, взаимодействовать они должны сообща. Стоит исключить хотя бы одну составляющую, и волшебства появления на свет нового изделия не случится. Чтобы получить необходимую для работы смесь, глину нужно соединить с водой, причём этот процесс длительный: глина замачивается несколько раз, отстаивается, из неё отделяются камешки, посторонние включения, она сушится, снова замачивается. И так до тех пор, пока в составе не будет ничего лишнего - только глина и вода – консистенция размягчённого шоколада. После из получившегося пластичного материала можно создавать что угодно. Готовое изделие закаляется в печи (огонь) и затем сушится (воздух). Это вкратце.
Вот почему студия гончарного ремесла, открывшаяся минувшей осенью в Доме ремёсел Ровеньского центра культурного развития, получила название «Четыре стихии». В прошлом году мы писали, что работники Дома ремёсел выиграли грант президентского фонда культурных инициатив в размере 500 тыс. руб. на открытие этой студии. В настоящее время на средства гранта приобретены необходимые материалы и оборудование: сушильный шкаф, муфельная печь, гончарный круг, глазури, ангобы, краски, стеки и так далее. Один гончарный круг мастера сделали самостоятельно, ещё один предстоит докупить. Ожидается поступление мебели: столов, стульев, шкафов, выставочных стендов.
Студию гончарного ремесла посещают дошкольники и школьники. Занятия проходят с понедельника по пятницу с 15:30 до 17:00, в субботу с 11:00 до 14:00. Ведёт их руководитель студии Владимир Комисаренко. Он человек новый в Ровеньках. Приехал к нам с Луганщины, из села Пархоменко Краснодонского района, потомственный гончар. Как сам говорит, раньше на 350 дворов этого села приходилось около 340 хат, где жили и творили именно гончары. По образованию Владимир Андреевич художник-оформитель, окончил профильный техникум в Луганске. С ровеньской детворой, посещающей студию, общий язык нашёл быстро.
«Всего у нас в студии 20 человек, - рассказал Владимир Андреевич. - Но ребята приходят по возможности, потому что время сейчас такое: кто-то может заболеть и на время выпасть из процесса обучения. У нас нет строгого посещения, мы хотим, чтобы к нам шли с искренним желанием работать, изучать тонкости ремесла. Глина не терпит к себе холодного отношения, какого бы то ни было равнодушия, работать с ней нужно в удовольствие. Дети, бывает, приходят, и у них нет идей, что бы им слепить, я в таком случае предлагаю свои варианты. А есть ребята, которые всегда чётко знают, что хотят создать, садятся за стол и делают».
На начальном этапе руководитель студии учит детей чувствовать глину, ощущать консистенцию смеси, правильно с ней работать, изготовлять простейшие фигурки, стариные музыкальные инструменты. Например, окарины. Человек незнающий сказал бы, что они похожи на свистульки, но это древний музыкальный инструмент, разновидность сосудообразной флейты. Как и любой предмет ручной работы, каждая окарина индивидуальна, извлекаемые при её помощи звуки неповторимы. Интересная вещь.
Регулярно в студии гончарного ремесла проходят мастер-классы. На одном из них, кстати, нам удалось побывать. Мастер-класс посетили учащиеся поселковых школ. Владимир Андреевич предложил ребятам изготовить обереги или амулеты. Рассказал, что начинать нужно с рисунка в натуральную величину изделия для наглядного представления, показал, как правильно отсекать лишнюю глину, как и чем изобразить узор на изделии и т.д. А после продемонстрировал работу на гончарном круге: из бесформенного куска глины сотворил настоящий кувшин, при помощи лески разрезал его сверху донизу пополам, показал, как кувшин выглядит в разрезе, чтобы каждый смог рассмотреть каков он внутри, какова толщина его стенок. Судя по удивлённо распахнутым глазам, ребята остались под впечатлением.
Деятельность студии гончарного ремесла набирает обороты. Работники Дома ремёсел приглашают на занятия не только детей, но и взрослых. Занятия бесплатные. Материалы для работы предоставляются на месте. Единственное, о чём нужно позаботиться, это одежда. Фартуки, конечно, в студии выдадут, но всё равно лучше одеваться так, чтобы не жалко было запачкать в случае чего.