Сотрудник районного управления соцзащиты населения Наталья Горшкова поделилась знаниями в области воспитания в детях чувства ответственности. Она отметила, что помимо требований, крайне важно показать юному человечку свою любовь.
По её словам, родители, воспитывающие детей, нередко сталкиваются с трудностями в попытках приучить их к необходимости содержать в порядке свои вещи, строго соблюдать распорядок дня, выполнять требования учителей, то есть быть элементарно дисциплинированными.
«Выдающийся польский педагог, врач, писатель и общественный деятель Януш Корчак писал: «Следует помнить, что ребёнок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мелочна», — заявила специалист.
Наталья добавила, что ребёнок должен знать, в чём заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за их ошибки и промахи или за какой‑нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребёнка нельзя.
«А если он знает, чего от него ждут, но не выполняет требований? На вызов неповиновения отвечать нужно решительно и уверенно. Когда родители, переходят на крик или неспособны управлять собой и ситуацией, тогда в мышлении ребёнка наступают драматические изменения. Он перестаёт видеть в отце и матери надёжного и заслуживающего доверия лидера», — продолжила рассказ Наталья.
Для того, чтобы не превратиться в глазах их детей в примитивных, бесхарактерных людей, не заслуживающих уважения, специалист советует вспомнить родителям слова легендарного педагога Макаренко:
«Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьёзное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины… А если вы ещё научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребёнком».
Как сообщила специалист соцзащиты, следует различать неповиновение и ребяческую безответственность. Ребёнка нельзя наказывать, если он, к примеру, забыл покормить собаку, не убрал свою постель или не вынес мусор. Подобные действия типичны для детского возраста.
Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум стремится изолировать себя от давления взрослых. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребёнку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями.
«Если он не реагирует на наставления, высказанные в хорошем спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных мер воздействия. Например, запретить пользоваться предметами, которые он портит. Повзрослевшему ребёнку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать стоимость потерянной или сломанной вещи», — добавила Наталья.
В качестве примера она привела рассказ Михаила Зощенко «Галоши и мороженое». За непослушание папа продал игрушки детей и купил на эти деньги галоши гостям, у которых дети украли галоши и продали, чтобы купить себе мороженое.
Когда закончился конфликт, во время которого родители продемонстрировали своё право на лидерство, у детей младшего возраста может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят.
«Пользуйтесь всеми доступными методами и дайте им желанное утешение. Прижмите ребёнка к себе и скажите, как вы его любите. Постарайтесь ещё раз объяснить, за что он был наказан, что ему нужно было сделать, чтобы подобная неприятность больше не повторилась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание любви и семейного единства», — рассказала специалист.
Она отметила, что нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребёнок способен исполнить то, что от него требуют. Нельзя наказывать за то, что ему не хватает способностей к учёбе. Предъявление требований, которых ребёнок не может выполнить, создаёт ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода.
«Пусть вашими действиями руководит любовь. Взаимоотношения, основанные на искренней и привязанности, складываются обычно правильно. Даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчётов со стороны родителей», — сказала Наталья.
Она добавила, что надо уметь поставить себя на место ребёнка, чтобы его глазами увидеть окружающее и почувствовать то, что чувствует он. Когда в нём вспыхивают упрямство и непокорность, то ему требуется помощь. Когда он чего‑то боится, то ему требуется ощутить себя под защитой взрослых. Когда он счастлив, он стремится поделиться своим весельем и радостью с теми, кого любит.
«Родители, способные разбираться в ощущениях своего ребёнка, почти всегда в состоянии правильно реагировать на его нужды и удовлетворить истинные потребности. Когда достигается такой уровень воспитательного процесса, то конечным итогом и является воспитание здоровых, нормальных детей с положительными установками в жизни, за которых будет не стыдно и не страшно в обществе», — подвела итог сотрудница социальной защиты населения.
Наталья добавила, что всего этого не добиться без терпения, преданности и любви. А для этого, по её словам, требуется величайшая мудрость.