Local Logo
Новости Ровеньского района Белгородской области
100.00
+0.00$
105.71
+0.00
+5 °С, облачно
Белгород

Благочинный Ровеньского округа – о Масленице и сырной седмице с 11 по 17 марта

11 марта , 18:00Общество
Фото: ru.freepik.com

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос «Что такое Масленица» – ответы прозвучат довольно разные.

Благочинный Ровеньского округа рассказал о Масленице и сырной седмице с 11 по 17 марта. Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос «Что такое Масленица» – ответы прозвучат довольно разные.

Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица». Все приведённые варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов.

«Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется Сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, православные христиане предочищают себя телесно и постепенно проникаются светлым предчувствием поста.

Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава опровергает мнение о том, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в синаксаре (сборнике исторических сведений о празднике), византийский император Ираклий (610-640), после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хозроем, дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

Но если говорить о «народной масленице», о её традициях и поверьях, то становится понятно, что Масленица – исконно языческий праздник, который был известен на Руси ещё до принятия христианства и уходил корнями в праславянские времена.  Сразу стоит оговориться – Церковная традиция не считает этот праздник «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Если говорить о славянском наследии празднования масленицы, то здесь речь может идти скорее о том, почему Церковь всё-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая всё, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Так произошло и с празднованием Масленицы. Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она её преобразовала, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Будучи всё же приготовительной неделей к Великому посту, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречат объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъём, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение.

На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится литургия, в эти же дни нет поста. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

Православные христиане часто задают вопрос о возможности их участия в праздничных гуляниях на масленицу и о том, как на это смотрит Церковь. 

Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если её натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

«Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения»

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закалённым духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведён в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжён и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идёт, будет возлияние, «объедуха» (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Автор: Георгий Грошев, благочинный Ровеньского округа

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 13:10
«Вояджер» для ровенчан
Материал
ОбществоВчера, 12:30
Лазертаг – игра для всех
Материал
ОбществоВчера, 12:00
XXXVII конференция Ровеньского местного отделения партии «Единая Россия» прошла в нашем районе