У 40 обучающихся 5-9 классов практически из всех школ нашего района выходные 30-31 октября были очень насыщенными. Ребята отправились в экскурсионное путешествие по родной Белгородчине.
Цикл познавательных экскурсионных программ по главным достопримечательностям нашего региона был запущен в области с сентября этого года при поддержке пилотного проекта популяризации школьного туризма, входящего в состав национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Наши школьники стали обладателями социальных сертификатов, благодаря которым смогли бесплатно совершить двухдневный экскурсионный тур.
Родители поддержали желание детей провести окончание осенних каникул с пользой и интересом, и утром 30 октября в центре посёлка школьники и четверо сопровождающих в экскурсионном автобусе отправились по маршруту: Ровеньки –– Великомихайловка Новооскольского района – Прохоровка – село Яблоново Корочанского района – город Короча – Ровеньки. Маршрут был разработан сотрудниками туристической фирмы «Драйв-Тур» и одобрен министерством образования Белгородской области.
Опытный экскурсовод Елена Гринякина начала свой рассказ об истории нашей малой родины – посёлок Ровеньки, близлежащих сёл и хуторов. Ребята узнали, в каком веке был заселён наш край, основной род занятий населения, какие военные действия проходили на нашей территории в XVII-XVIII веках, было упомянуто самое яркое из них – один из очагов Булавинского восстания 1707-1708 годов, которое разыгралось между донскими казаками и царской властью России. Экскурсовод осветила самые яркие вехи жизни района в период в XVIII-XIX веков.
К обеду автобус прибыл в Великомихайловку, где прямо на въезде в село мы с ребятами увидели памятник конармейцу в знаменитой будённовке. Школьники посетили музей Первой Конной армии - один из старейших в нашем регионе, он открыт в 1939 году. В доме, где теперь располагается музей, в 1919 году заседал реввоенсовет, и здесь был подписан приказ Ленина «О преобразовании Конного корпуса Южного фронта в Первую Конную армию». Среди значительных экспонатов музея – первый маршальский мундир Семёна Михайловича Будённого и другие подлинные вещи: документы, оружие.
На территории музея в декабре 2019 года открылась новая экспозиция «Запрягаем коней: от тачанки до саней», в которой собрано много информации о лошадях, представлены подлинные предметы конской упряжи и тачанка, которую подарили музею в 1967 году участники последнего агитпохода первоконников. Ребята с большим интересом слушали экскурсоводов, рассматривали экспозиции музея и, конечно же, делали памятные фотоснимки.
Во второй половине дня наших школьников ожидали в посёлке Прохоровка. Там была подготовлена большая программа. Первым делом школьники и сопровождающие отправились на экскурсию в Музей бронетанковой техники. Экспозиция этого музея расположена в четырёх залах. Здесь очень удобная навигация – настенная, напольная, звуковая, световая. Огромное внимание уделено архитектуре залов, между которыми отсутствует жёсткое архитектурное разграничение, что позволяет прочувствовать переход одной эпохи в другую. Конечно же, пребывание в музее бронетанковой техники вызвало бурные эмоции у всех мальчиков. В музее «Третье ратное поле России», расположенном рядом с Музеем бронетанковой техники, ребята в кинозале посмотрели документальный фильм «12 июля – день Прохоровского сражения».
Вечером наша экскурсионная группа заселилась в гостиничный комплекс Культурно-исторического центра музея-заповедника «Прохоровское поле». Поужинав, ребята отдыхали в своих номерах после насыщенного, впечатляющего экскурсионного дня.
31 октября после завтрака мы посетили Звонницу – главный памятник мемориального комплекса «Прохоровское поле», возведённый в память о воинах, погибших 12 июля 1943 года в масштабном Прохоровском сражении.
Очень сильное впечатление произвела на ребят расположенная неподалёку от памятника «Звонница» экспозиционная площадка, на которой представлены образцы танков и артиллерийского вооружения периода Великой Отечественной войны – пять единиц танка Т-34-85, советские тяжёлые танки ИС-2 и ИС-3. Из артиллерийского вооружения на площадке выставлены самоходные артиллерийские установки СУ-100, ИСУ-152. Также на экспозиционной площадке представлены образцы 152-мм гаубицы-пушки и 152-мм гаубицы образца 1943 года. Внимание юных экскурсантов привлекла машина реактивной артиллерии БМ-13, известная под названием «Катюша», которая была принята на вооружение Красной Армии в августе 1941 года. Грандиозный монумент «Купол Рейхстага» вызвал восторженное удивление у школьников своими масштабами.
Из Прохоровки автобус направился дальше в город-крепость «Яблонов», расположенную в Корочанском районе. В XVII веке по нынешней территории, где возведён город-крепость, проходила Изюмская сакма (дорога), по которой крымские татары совершали свои набеги, уводили в плен наших соотечественников. С возведением в 1635–1658 годах Белгородской оборонительной черты – уникального по тем временам военно-инженерного сооружения – здесь не только решались задачи обороны территории Российского государства, но и было положено начало освоения и заселения территории Белгородчины. Именно Яблоновский участок был одним из самых важных и опасных на Белгородской черте.
Современная крепость, которую посетили ровеньские школьники, воссоздана в традициях строительства фортификационных сооружений XVII века. Общая площадь застройки составляет около 1300 кв. м. Ребятам провели экскурсию по комплексу крепости, куда входят глухие и проезжие башни, колокольня, часовня, житный двор с мельницей, казённый погреб, ремесленные мастерские и другие строения. Экспонаты крепости: кольчуга, шлем, меч, возможность пострелять из лука никого не оставили равнодушными! В ремесленных мастерских представлены предметы, рассказывающие о развитии кузнечного дела, секретах гончарного мастерства и ткачестве. В завершение экскурсионной программы школьники приняли участие в мастер-классе по лепке из глины.
После познавательной двухдневной экскурсии дети были впечатлены, задавали много интересующих вопросов. Сегодня как никогда, актуальна работа с подрастающим поколением по патриотическому воспитанию, укреплению чувства патриотизма, чтобы дети росли настоящими гражданами своего Отечества. Хочется надеяться, что после таких экскурсионных познавательных маршрутов наши школьники станут более заинтересованными в изучении истории и краеведения, будут активными участниками научно-исследовательских конкурсов.
Методист Ровеньского районного Дома детского творчества Юлия Переверзева